АЛЕКСЕЙ ЧИГАДАЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ IMARS CHINA
В середине марта власти Китая заявили, что пик вспышки новой коронавирусной инфекции COVID-19 пройден — и с этого момента начинается снятие тех или иных карантинных мер.
Взяв за основу данные опроса одного из крупнейших порталов о рекламе Digitaling, мы решили проанализировать, каким образом пандемия уже сейчас изменила китайский рынок коммуникационных услуг — и к чему следует готовиться российским компаниям. Данные получены от рекламных агенств по всему Китаю с привлечением сотрудников разного уровня стажа, заработной платы и должности.
ГЕОГРАФИЯ
Пекин, Шанхай и Гуанчжоу остаются центрами рекламной отрасли в Китае — на их долю приходится 68,6% от числа всех ответов (Пекин — 18%, Шанхай — 38,6%, Гуанчжоу — 12%), также получены данные из Шэньчжэня, Чунцина, Ханчжоу и других городов.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Большую часть опрошенных составили работники среднего уровня (интерны/помощники — 1,2%, менеджеры/специалисты — 43%, менеджеры среднего звена и руководители проектов — 32,8%), 19% среди опрошенных занимают руководители высшего звена / генеральные директора, и 4% опрошенных — это непосредственно владельцы бизнеса либо акционеры. Относительно масштаба компаний — 59% компаний имеют в штате более 50 сотрудников, 22,4% компаний — от 10 до 20, и остальные компании — менее 20 человек (18,6%).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
Особо стоит отметить характер компаний. Только 15% компаний заявили о том, что занимаются исключительно off-linе деятельностью, 39,8% компаний занимаются исключительно on-line проектами. И целых 45,2% компаний диверсифицировали бизнес — и занимаются как off-line, так и on-line проектами.
На момент проведения опроса — конец февраля — 26,6% компаний продолжали работать в офисе, 67% работали из дома, а 6,4% уже либо приостановили работу, либо находились на этапе сокращения/увольнения. Это важная цифра в том плане, что на момент проведения опроса прошел месяц с введения жесткого карантина в городе Ухань и с внедрения тех или иных ограничен разного уровня по всем городам Китая. Менее чем за месяц работы лишились 6,4% сотрудников.
Помимо выбора из нескольких вариантов ответа респонденты могли оставить комментарии в произвольной форме. Одним из наиболее часто встречающихся стал комментарий «работы заметно прибавилось - теперь мне кажется, что я работаю 24 часа в сутки без перерыва».
Но и здесь мнения разделились:
· объем работы остался прежним — 32,7%
· объем работы немного сократился — 28,6%
· объем работы сильно сократился — 16,7%
· объем работы немного вырос — 15%
· объем работы сильно вырос — 7,1%
И снова – в комментариях отмечают, что руководители проектов и специалисты высшего звена стали работать в разы больше – потребности клиентов выросли, проекты требуют большего внимания. Люди, которые работали мало, либо имели сравнительно небольшой опыт работы, действительно стали работать меньше.
Следующий за эпидемией экономический кризис как домино смахивает одну за одной разные сферы экономики, с некоторым опозданием настигая и третичный сектор экономики, к которому непосредственно относят рынок коммуникационных услуг. Из 500 респондентов, принявших участие в опросе, касающейся ситуации с заработной платой, 199 человек (40,4%) отметили те или иные проблемы в выплатах (зарплата выдана частично, либо с задержкой, либо размер зарплаты уменьшен). Наибольший ущерб испытали на себе сравнительно небольшие компании - подушки безопасности у них не было в принципе. У 59,9% респондентов, которые испытывают те или иные трудности с заработной платой - снижение зарплаты составило более 30%.
Какие выводы можно из этого сделать?
1. На плаву остаются средние и крупные компании, которые максимально диверсифицировали свою деятельность: выставки, digital, SMM, PR в СМИ, работа с блогерами, организация бизнес-мероприятий, информационное обеспечение деятельности.
2. Снижение себестоимости услуг, в том числе снижение зарплат. Понятные сроки, откровенный разговор с сотрудниками — все это помогло бизнесу договориться либо о кратковременном снижении зарплат, либо о переносе выплат, либо решить вопрос о выплате бонусов.
3. Упор на новые медиа — традиционные СМИ консервативны и неповоротливы. Компании, работающие преимущественно с новыми медиа*, не прекратили рабочий цикл и продолжили реализовывать актине рекламные кампании даже в период разгара кризиса.
4. Важная роль HR-менеджера — как медиатора между сотрудниками и руководством, так и «регулировщиком» корпоративного климата внутри компании. Функционал HR-менеджера включил в себя как наладку процесса on-line/работы, проверки эффективности, обучения сотрудников для работы в новых реалиях и т.п.
5. Финансовая подушка — это ровно то, о чем сейчас думают все рекламные компании Китая, которые сумели пережить кризис. Доля активов компании изымается из оборота, формируя новый «стабилизационный фонд».
6. Помощь государства. Местными правительствами во многих городах в целях стимулирования восстановления отменили арендную плату за офисные помещения на 1-3 месяца (в зависимости от региона) — в случае если компания арендует недвижимость у государственных предприятий (это 22,5% от общего числа опрошенных компаний). 61,7% компаний арендуют недвижимость у коммерческих компаний, но абсолютное большинство арендодателей пошли на те или иные уступки в вопросах оплаты арендной платы.
7. Оптимизация. Многие компании пришли к логичному выводу о том, что аренда недвижимости в докризисных объемах либо не нужна, либо слишком велика — в пост-коронавирусную эпоху многие сотрудники будут либо сокращены, либо переведены на удаленный режим работы.
*Новые СМИ или новые медиа (англ. New media) — термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных средств массовой информации, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций.