При всех различиях ЦТ в разных секторах (объекты, цели и направления ЦТ) она вызывает сходные - стратегические, управленческие и кадровые барьеры.
ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ ЦТ:
1. Лоскутный подход. Не у всех компаний есть четкое стратегическое видение развития бизнеса. Без него нет и четкой цифровой стратегии.
2. Ловушка стабильности. К ЦТ может прийти только успешный стабильный бизнес. При этом высокие инвестиции, ломка процессов и необходимость игры вдолгую в условиях неопределенности вызывают страх у менеджмента.
3. Дефицит стратегического управления и координации. Существующая система управления подразделениями/блоками/функциями, распределение ответственности между менеджерами высшего звена, слабое кросс-функциональное взаимодействие вступают в противоречие с комплексным процессом ЦТ.
4. Конфликт неопределенности и культуры безопасности. При перестройке производственных и бизнес-процессов повышаются риски – технологические, связанные с безопасностью от киберугроз или с повышением доступа к стратегической информации для большего числа сотрудников.
5. Эффект цифровой «колонизации» – страх сотрудников при столкновении с внедряемыми сверху новациями, которые меняют привычные процессы, требуют новых навыков, не всегда понятны и предсказуемы.
6. Конфликт централизации и рассредоточенной экспертизы. При ЦТ в компании появляются специалисты с большими компетенциями в решении отдельных задач, нежели руководитель подразделения. Это приводит к перестройке модели принятия решений, повышению полномочий проектных команд, децентрализации.
7. Активная конкуренция за кадры, «перегрев» рынка.
8. Выгорание сотрудников из-за повышенной нагрузки новыми задачами, долгосрочности проектов, отсутствия быстрых результатов, высокого риска ошибки.
МЫСЛИТЬ ПО-ЦИФРОВОМУ
Работа с управленческими барьерами меняет культуру бизнеса.
ЦТ, независимо от отрасли, меняет мышление менеджмента и рядовых сотрудников. К ключевым факторам успеха ЦТ относят:
- умение работать в условиях повышенной неопределенности, принимать ошибки;
- умение обучаться и обучать новому коллег;
- обеспечение эффективной обратной связи и поощрения инициатив и др.
В процессе внедрения ЦТ в общую практику бизнеса, возможно сокращение дистанции власти:
Рис. 1: Изменение дистанции власти. Доклад «Цифровая колонизация», ЦСП «Платформа»
Комментирует CEO «Платформы» Мария Макушева: «В компаниях сегодня происходит еще множество изменений – в немалой степени под влиянием новой модной, а значит выступающей ориентиром, IT-среды. Например, бизнесы находятся в конкуренции за перспективные молодые IT-кадры. Для последних решающим преимуществом работодателя является комфортная творческая атмосфера. Бюрократичность, жесткая иерархия, формализм – отталкивают. Поэтому нередка ситуация возникновения в департаменте цифровой трансформации управленческого колодца со своей культурой. Но постепенно происходит диффузия – общение со смежными подразделениями становится более неформальным, появляется новый сленг, облегченный дресс-код и т. д.».
На этом пути неизбежны столкновения, разночтения в приоритетах между традиционными и новыми подразделениями. Но ЦТ прочно вошла в повестку бизнеса. И в компаниях-лидерах ищутся решения описанных проблем. Каких - подробнее в нашем докладе.