Наверное, не всем известно X5, но когда я скажу «Пятерочка», «Чижик», «Перекресток» — то все станет намного понятнее. Большое спасибо за приглашение, тема интересная. Вы пригласили разноплановые компании, в которых мы тоже можем привнести новое, потому что у нас другая механика действия, другая география. И от этого подход к социальной архитектуре, которую мы строим внутри и снаружи, совершенно другой.
Несколько цифр для понимания: компания представлена в виде торговых точек, магазинов в формате «у дома», то есть практически в пешей доступности, в 74 регионах России. Внутри работает около 400 000 человек, и ежедневно приходят порядка 50 млн покупателей. У нас формируется целых два пула: внешний и внутренний.
Касательно некоторых проектов, которые направлены на поддержание и развитие социальной архитектуры, я расскажу. Не упомянут проект помощи потерявшимся людям. Почти все знают, что в «Пятерочку» можно привести человека, который в какой-то степени дезориентирован. Работники магазина — они обучены — они предложат ему воды, успокоят, свяжутся с определенными службами, которые в дальнейшем ему помогут. Уже через год действия этой программы мы получили обратную связь о том, что сами работники магазинов оказываются в такой ситуации: магазин вот-вот закроется, а человек еще сидит и вдруг вспоминает, где он живет. И сам работник магазина уже ведет его домой, попутно связываясь со службами. То есть эти программы находят отклик.
Когда мы говорим о магазине, фактически мы его сейчас позиционируем как точку социального притяжения для района. Вы помните, раньше были такие стенды, на которых было написано, например: «Они позорят наш район». У нас это трансформировалось как раз в точку социального плюса, потому что активность в интернете сегодня превалирует, но в магазинах вы можете найти такие доски, где можно увидеть объявления о том, что делается в районе, телефоны каких-то специалистов, которые хотят себя предложить. Люди в районе знают, что, если они сходили в интернет, заполнили определенную форму на нашем сайте, они могут связаться с магазинами и предложить свою активность на площадях. Это могут быть конкурсы детских рисунков, мастер-классы.
Это востребовано. Потому что ты заходишь в магазин и зимой там тепло. А зима — это непростой вопрос для нашей страны. Там пахнет кофе, апельсинами, там всегда можно пообщаться. Вот в эту сторону наша социальная активность и взаимодействие очень широки.
Второй вопрос — это работа с подростками, школьниками, начиная с 1-го до 10-го класса. Все говорят сейчас: «ЗОЖ, ЗОЖ…». Мы по просьбе некоторых руководителей школ устраивали ЗОЖ-экскурсии, где показывали школьникам, что можно купить в качестве здоровой еды, как можно формировать питание. И вдруг выяснилось, что эта тема разрозненно вкраплена в различные учебные процессы, но нет такого общего сведения. Мы придумали курс — «Школа здорового питания». Разработали его на интерактивной платформе, предложили всем учителям присоединиться к этому курсу, посмотреть, прочитать. И задействовать его в школах в таких предметах, как, например, окружающий мир, обществознание, биология, технология. Там есть все: разработаны рецепты, там методические пояснения именно для учителей, рассказывается, как знакомить школьников со здоровым питанием, как формировать корзину, как понять, зачем это вообще нужно. То есть каким образом это здоровое питание в вашей теле превращается либо в энергию, либо во что-то неполезное. В конце учебного года венчается эта программа, где лучшие ребята получают от компании призы.
Хотелось бы еще поговорить о коллаборациях с госорганами. На эту тему здесь пока ничего не прозвучало. У нас есть такой опыт — не скажу, что он развивается очень быстро, но нужно время, чтобы коммерческая компания нашла язык, на котором мы могли бы разговаривать. Мы нашли его неожиданно через KPI самих госорганов. Когда у властей есть проблемы с выделением прямой социальной помощи: когда должны раздаваться деньги, помощь на питание, на молоко, на прочие вещи. Это не так просто — следить и определять, как много помощи будет расходоваться. То есть семья, которая в списке находится, получает эту помощь, а вместо молока покупает что-то иное. Мы предложили механизм социального сертификата, который замкнут на нашей программе лояльности, где у нас в чеке сразу видно, на что человек потратил деньги. То есть, если он в одном чеке купил молоко, колбасу и алкоголь, то алкоголь у него идет за счет его собственных средств на карточке, а остальное — за счет социального сертификата. Мы сейчас активно применяем эту программу в 10 регионах и будем рады, если госорганы других регионов это увидят и подключатся к этой проблеме. Во-первых, это приучает людей ответственно тратить деньги. Во-вторых, для самих госорганов сюрпризом оказалось то, что, кроме контроля, есть еще и мониторинг. Выделили, например, 1000 рублей на какое-то количество человек — и дальше по нашему отчету они видят, кто, сколько и на что использовал эти средства. Таким образом, помощь можно делать более адресной. У нас огромный потенциал в анализе чека — мы могли бы эту коллаборацию продолжить и углубить эту работу.
Еще из интересного: возникла история с работой подростков и студенческими отрядами. Студотрядам нужна работа — мы предоставляем им по месту жительства работу в наших распределительных центрах. Мы понимаем, какие навыки им нужны, какой результат должен быть, и в этой коллаборации работаем. С подростками еще лучше. Я сама начинала работать в 14 лет, когда нужно было специальное разрешение исполкома, чтобы ребенку дать работу. Раннее понимание этого взрослого мира не может принести ничего, кроме самого хорошего. Потому что ребенку интересно, он оказывается в кругу взрослых, где другая ответственность, другой язык. На него не смотрят как на школьника, а ему это нравится. В дальнейшем он формирует свое отношение к жизни, понимает, что ему нравится, что не нравится. Даже у ребят-курьеров в руках коммуникатор, они изучают наш ритейл-словарь, говорят на профессиональном языке — и мы видим, что практически все к нам возвращаются.
Кроме внешней среды, есть внутренняя среда — 400 000 человек. Если учесть их семьи, то это не менее 1,5 млн человек. О том, как мы с этим справляемся, свидетельствует рейтинг лучших работодателей, где мы последние несколько лет входим в тройку призеров.
Чем можно подытожить: мы открыты к сотрудничеству по созданию и поддержанию интересных идей в социальной архитектуре. Все могут обратиться к нам — у нас разветвленная сеть коммуникаций, которая может сориентировать, куда и с какой программой можно обратиться.