На начальном этапе развития рынка финансирования устойчивого развития были бы полезны определенные меры поддержки со стороны государства. Сигнал о заинтересованности государства в развитии «зеленой» экономики очень важен. В правительстве и экспертном сообществе сейчас идет обсуждение субсидий компаниям на верификацию «зеленых» инструментов, налоговых преференций, например, освобождений от налога купон на «зелёные» облигации.
Стоит упомянуть, что для принятия каких-либо регуляторных мер необходимо чётко понимать уровень риска финансового инструмента, актива, который входит в портфели финансовых организаций. В настоящее время идет активный поиск надежных подходов к определению количественных оценок ESG-рисков, в том числе, на международном уровне.
В тоже время для
«зелёных» облигаций, кредитов и других финансовых инструментов правовая среда на российском рынке создана и развивается.
Банк России разрабатывает изменения в
стандарты эмиссии зеленых и социальных облигаций, чтобы сделать еще более гибкую правовую среду для выпуска этих инструментов и гармонизировать с работой, которая проведена Минэкономразвития России, ВЭБ.РФ по разработке российской таксономии «зелёных» проектов. Она определяет критерии оценки, по которым проекты можно отнести к категории «зелёных».
Таксономия «зелёных» проектов достаточно близка к зарубежным передовым разработкам в этой сфере. Сделано это, в том числе, с тем расчетом, чтобы для международных инвесторов, которые заинтересованы в приобретении «зелёных» активов, были доступны и привлекательны российские финансовые инструменты с соответствующей маркировкой.
Кроме того, для нас важно дать компаниям всех отраслей возможность выпускать финансовые инструменты, направленные на улучшение климатических показателей. Далеко не все отрасли могут считаться «зелёными». Деятельность так называемых «коричневых» компаний будет сопровождаться возрастающими затратами, связанными с изменениями климатического регулирования. На международном рынке для таких игроков предусмотрены свои финансовые инструменты, например, облигации климатического перехода и облигации, связанные с целями устойчивого развития. Банк России планирует выводить такие инструменты и на российский рынок.
Для развития устойчивой экономики важно формировать грамотность населения в сфере устойчивого развития и соответствующий запрос. Уже сейчас многие граждане сами отказываются от покупок услуг или продуктов компаний, которые не следуют целям устойчивого развития. При накоплении критической массы компании будут вынуждены учитывать запрос на устойчивость.