08 июня 2023, Четверг

Ключевые тренды в развитии крупнейших компаний российской цифровой экономики — 2023

Энтузиасты Российской ассоциации по связям с общественностью провели исследование, направленное на оценку восприятия различными целевыми аудиториями IT-отрасли в России и основных отечественных цифровых экосистем. Полевое исследование проходило в январе-марте 2023 года в формате экспертных интервью и продолжает трехлетнюю серию инициативных исследований, начатых в 2021-м году.

Экосистемы задавали тренд развития бизнеса на протяжении последних 5 лет. Чего ожидать от них в новой реальности?

Продолжая линию исследований развития экосистем в России, ЦСП «Платформа» подготовил новый доклад, осмысляющий процессы, происходящие с крупными цифровыми компаниями в 2022−23 годах. Предмет исследования — крупные компании, которые занимаются цифровизацией повседневной жизни: банки, медиа, телекомы, ритейл, транспорт.


2022−23 годы стали для компаний, которые уже привычно называли экосистемными, комплексным вызовом. Во многих компаниях поменялись источники финансирования, технологические партнерства, ситуация с кадрами, структура управления, рынки.


Методика:

Интервью с экспертами рынка, профильными журналистами и авторами новых медиа, регуляторами, представителями цифровых бизнесов и партнерами крупнейших экосистем

Количество интервью: 60

Период проведения: март-апрель 2023

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

IT-ОТРАСЛЬ — БЕНЕФИЦИАР ИЛИ ПОСТРАДАВШИЙ?


Адаптивность, стратегическая важность и новые ниши.

  • Компании столкнулись с необходимость замещать ушедшие с рынка решения и превзошли ожидания марта-2022: проявили гибкость в адаптации к ситуации и устойчивость: «главное удивление года — все работает».
  • Есть большой запрос на отечественные разработки.
  • Укрепилась репутация ИТ как социально значимой отрасли, критически важной для государства и общества инфраструктуры. Параллельно с этим возникло раздражение от несоизмеримо большего, в сравнении с другими профессиями, внимания к ИТ («ИТ как каста»).
  • Оптимизм вызывают заявления о выходе на новые емкие рынки, например, Центральная Азия, Индия.

Прагматизация

  • Отмечается прагматизация компаний, которые в последние годы было принято называть экосистемными, — оптимизация и отказ от убыточных направлений развития, обмен активами, специализация. Это воспринимается, скорее, позитивно.
  • Ушла мода на экосистемную риторику и «романтизация» экосистем.
  • Эксперты видят переход от повестки развития к замещению базовой инфраструктуры.
  • Внедрение инноваций и расширение экосистем давали обещание долгосрочного роста. Отказ от R&D — угроза отставания в будущем. При этом важен баланс обещания будущего и стабильности сегодня.

Зона неопределенности

  • Много рисков — санкции, сокращение инвестиций в инновации, зависимость от бюджетных денег. Рынок озабочен снижением динамики развития, возможным отставанием в будущем.
  • Нестабильность — изменения в структуре владения и управления, смены в топ-менеджменте, возможные изменения в корпоративной среде и т. д. Многие компании стали для наблюдателей «черными ящиками».
  • Растет понимание тесной связи рынка с государством — тенденция, оценивается неоднозначно и делит экспертную аудиторию. Опасения: бюрократизация инноваций, административные, репутационные риски, не рыночные приоритеты.

Ушла мода на экосистемную риторику и «романтизация» экосистем. На рынке усилилась информационная асиметрия, эксперты говорят о нем как о «черном ящике». В отрасли наблюдается запрос на трансформацию идеи импортозамещения. Вместо замещения и догоняющего развития — поиск своего технологического пути, сохранение амбиций на лидерство хотя бы в макрорегионе.

ДРАЙВЕРЫ РЕПУТАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА


Продукты и сервисы

  • Удобство продуктов и качество сервиса — основа репутации компаний. При этом ожидания пользователей постоянно растут.
  • С учетом рыночной власти экосистем и зависимости от них потребителей и партнеров особенно ценятся стабильность и прозрачность условий, информационная открытость, гибкость в адаптации к рынку, реагирование на запрос, готовность развивать сервис.

Прогрессорская роль обществе и на рынке

  • Компании, которые ассоциируются с цифровизацией повседневности, внедрением инноваций и технологий в бытовую жизнь, выигрывают в репутационной конкуренции.
  • От крупных компаний ожидают развития отраслей, в которых они работают, поддержки МСП.
  • Наибольший позитивный вклад в социальный образ компаний дает участие в развитии науки и образования, «интеллектуальное волонтерство» — использование технологий и компетенций для решения социальных проблем.

Технологичность и инновации

  • Многие технологии, бывшие на пике моды, рутинизировались. В фокусе внимания нейросети. Компании, которым удастся занять место в повестке вокруг развития ИИ, получают органический рост интереса.
  • Ожидания от лидеров — не отстать от мировой повестки: экспансия ИИ в повседневную жизнь, повышение бесшовности сервисов, AR и геймификация.

Обещание будущего

  • 2022−23 годы — период восполнения потерь и поиска стабильности. При этом востребованы идеи будущего, выходящая за рамки выживания. Важно перейти от повестки компенсации и импортозамещения к повестке развития собственного уникального технологического подхода.
  • Большое внимание привлекают компании, готовые к выходу на новые емкие рынки — это поддерживает амбиции и служит знаком того, что рынок не останется в изоляции.

КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ В ОТРАСЛИ И ОЖИДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА

1.ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И СУВЕРЕНИЗАЦИЯ


Российские компании столкнулись с необходимостью замещения на нескольких уровнях — начиная от инфраструктуры для разработчиков (среды, фреймворки, контент для обучения) и заканчивая клиентскими сервисами.


ИТ-рынок 2022 года скорее превзошел ожидания аудитории. Доминирует мнение, что участники адекватно справляются с вызовами. Существует эффект консолидации вокруг отрасли, роста солидарности с ней под влиянием общих угроз и трудностей. Однако профильные ИТ-эксперты отмечают, что часть проблем имеет отложенный характер и пока не проявилась в полной мере.


В целом повестка импортозамещения делает сферу менее интересной, заставляет забыть о прежних амбициях. Концентрация компаний на антикризисных мерах создает впечатление ухода от инновационной повестки.


Российскому рынку важно сохранять амбиции, перспективу лидерства, как минимум в рамках своего макрорегиона. В отрасли существует запрос на то, чтобы противопоставить скептицизму повестку развития собственного уникального подхода к инновациям. Риторика «особого пути» звучит не только из уст политиков, но и со стороны представителей отрасли.

2.СЖАТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИИ И РИСК ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕНЕГ.


В 2022 году изменилась картина финансирования: уход иностранных венчуров, рост зависимости рынка от бюджетных инструментов. Компании в сфере B2C выглядят более стабильными благодаря массовому спросу.


Под влиянием санкционной повестки тенденция к размыванию образа технологического развития есть у всех компаний. 2022 год — период восполнения потерь и поиска стабильности. Однако примеры российских инноваций востребованы и рынком, и обществом для поддержки позитивной самооценки.

3.ПРАГМАТИЗАЦИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОСИСТЕМ


Взгляд экспертов: экосистемы отказываются от экстенсивного развития, сосредоточивают внимание на своей ключевой компетенции. Акцент переносится на стабильность, происходит специализация, образы брендов прорисовываются четче.

«Романтика экосистем» уступает место более прагматичному восприятию компаний. От бизнесов ждут концентрации на том, что нужно потребителям и приносит прибыль, компенсации текущих дефицитов рынка. При этом аудитории важен баланс «образа будущего» и прагматики в моменте.

4.КУДА ИДУТ ЭКОСИСТЕМЫ?


Понятие «экосистемы» и прежде было неоднозначным. Сегодня определить, кто является и кто не является экосистемой, кто с кем конкурирует стало еще сложнее:

  • Тенденция к специализации компаний, которые прежде называли экосистемными. Не ясно, готовы ли крупные бренды и дальше «играть» в экосистемы либо будут держаться своего ядра?
  • На рынке много непрозрачных для внешних наблюдателей ситуаций — кто откуда вышел частично/полностью/официально/реально, что кому принадлежит.
  • «Экосистема» временно становится антонимом «эффективности». С учетом экономической ситуации компании урезают затраты, а новые направления требуют больших инвестиций.

5.МИГРАЦИЯ ПЕРСОНАЛА И КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА


Популярность ИТ-специальностей экспоненциально росла в последние годы. На рынок выходило много специалистов начального уровня, при этом была острая конкуренция за людей с опытом, которые могут их обучать. Вследствие миграции диспропорция усугубилась. Ситуация с отъездом специалистов сказалась на образе рынка в целом: у части аудитории возникли опасения, что в отрасли почти не осталось сильных лидеров и создателей новых продуктов. Отношение к уехавшим и к удаленным форматам работы разделили рынок и повлияли на репутацию работодателей. Выделились те компании, которые продемонстрировали готовность к защите своих сотрудников и гибкость в работе с ними. Высокое внимание к ИТ-отрасли, меры, направленные на поддержку и удержание в стране специалистов, одновременно повысили понимание их значимости и вызвали раздражение. Непропорционально высокое внимание к ИТ-специалистам в сравнении с другими профессиями постепенно создает образ «касты».


Образ отрасли сильно зависит от персонального фактора и образа команд как целого. Новости об отъезде сильных лидеров и специалистов привлекали повышенное внимание. В информационном поле возникла естественная диспропорция: фокусировка на уезжающих, а не на остающихся. Это негативно повлияли на восприятие всего рынка.

Другие материалы раздела