Экосистемы задавали тренд развития бизнеса на протяжении последних 5 лет. Чего ожидать от них в новой реальности?
Продолжая линию исследований развития экосистем в России, ЦСП «Платформа» подготовил новый доклад, осмысляющий процессы, происходящие с крупными цифровыми компаниями в 2022−23 годах. Предмет исследования — крупные компании, которые занимаются цифровизацией повседневной жизни: банки, медиа, телекомы, ритейл, транспорт.
2022−23 годы стали для компаний, которые уже привычно называли экосистемными, комплексным вызовом. Во многих компаниях поменялись источники финансирования, технологические партнерства, ситуация с кадрами, структура управления, рынки.
Методика:
Интервью с экспертами рынка, профильными журналистами и авторами новых медиа, регуляторами, представителями цифровых бизнесов и партнерами крупнейших экосистем
Количество интервью: 60
Период проведения: март-апрель 2023
IT-ОТРАСЛЬ — БЕНЕФИЦИАР ИЛИ ПОСТРАДАВШИЙ?
Адаптивность, стратегическая важность и новые ниши.
Прагматизация
Зона неопределенности
Ушла мода на экосистемную риторику и «романтизация» экосистем. На рынке усилилась информационная асиметрия, эксперты говорят о нем как о «черном ящике». В отрасли наблюдается запрос на трансформацию идеи импортозамещения. Вместо замещения и догоняющего развития — поиск своего технологического пути, сохранение амбиций на лидерство хотя бы в макрорегионе.
ДРАЙВЕРЫ РЕПУТАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА
Продукты и сервисы
Прогрессорская роль обществе и на рынке
Технологичность и инновации
Обещание будущего
КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ В ОТРАСЛИ И ОЖИДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА
1.ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И СУВЕРЕНИЗАЦИЯ
Российские компании столкнулись с необходимостью замещения на нескольких уровнях — начиная от инфраструктуры для разработчиков (среды, фреймворки, контент для обучения) и заканчивая клиентскими сервисами.
ИТ-рынок 2022 года скорее превзошел ожидания аудитории. Доминирует мнение, что участники адекватно справляются с вызовами. Существует эффект консолидации вокруг отрасли, роста солидарности с ней под влиянием общих угроз и трудностей. Однако профильные ИТ-эксперты отмечают, что часть проблем имеет отложенный характер и пока не проявилась в полной мере.
В целом повестка импортозамещения делает сферу менее интересной, заставляет забыть о прежних амбициях. Концентрация компаний на антикризисных мерах создает впечатление ухода от инновационной повестки.
Российскому рынку важно сохранять амбиции, перспективу лидерства, как минимум в рамках своего макрорегиона. В отрасли существует запрос на то, чтобы противопоставить скептицизму повестку развития собственного уникального подхода к инновациям. Риторика «особого пути» звучит не только из уст политиков, но и со стороны представителей отрасли.
2.СЖАТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИИ И РИСК ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕНЕГ.
В 2022 году изменилась картина финансирования: уход иностранных венчуров, рост зависимости рынка от бюджетных инструментов. Компании в сфере B2C выглядят более стабильными благодаря массовому спросу.
Под влиянием санкционной повестки тенденция к размыванию образа технологического развития есть у всех компаний. 2022 год — период восполнения потерь и поиска стабильности. Однако примеры российских инноваций востребованы и рынком, и обществом для поддержки позитивной самооценки.
3.ПРАГМАТИЗАЦИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОСИСТЕМ
Взгляд экспертов: экосистемы отказываются от экстенсивного развития, сосредоточивают внимание на своей ключевой компетенции. Акцент переносится на стабильность, происходит специализация, образы брендов прорисовываются четче.
«Романтика экосистем» уступает место более прагматичному восприятию компаний. От бизнесов ждут концентрации на том, что нужно потребителям и приносит прибыль, компенсации текущих дефицитов рынка. При этом аудитории важен баланс «образа будущего» и прагматики в моменте.
4.КУДА ИДУТ ЭКОСИСТЕМЫ?
Понятие «экосистемы» и прежде было неоднозначным. Сегодня определить, кто является и кто не является экосистемой, кто с кем конкурирует стало еще сложнее:
5.МИГРАЦИЯ ПЕРСОНАЛА И КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА
Популярность ИТ-специальностей экспоненциально росла в последние годы. На рынок выходило много специалистов начального уровня, при этом была острая конкуренция за людей с опытом, которые могут их обучать. Вследствие миграции диспропорция усугубилась. Ситуация с отъездом специалистов сказалась на образе рынка в целом: у части аудитории возникли опасения, что в отрасли почти не осталось сильных лидеров и создателей новых продуктов. Отношение к уехавшим и к удаленным форматам работы разделили рынок и повлияли на репутацию работодателей. Выделились те компании, которые продемонстрировали готовность к защите своих сотрудников и гибкость в работе с ними. Высокое внимание к ИТ-отрасли, меры, направленные на поддержку и удержание в стране специалистов, одновременно повысили понимание их значимости и вызвали раздражение. Непропорционально высокое внимание к ИТ-специалистам в сравнении с другими профессиями постепенно создает образ «касты».
Образ отрасли сильно зависит от персонального фактора и образа команд как целого. Новости об отъезде сильных лидеров и специалистов привлекали повышенное внимание. В информационном поле возникла естественная диспропорция: фокусировка на уезжающих, а не на остающихся. Это негативно повлияли на восприятие всего рынка.