14 октября 2020, Среда

Три стороны школы: учителя, ученики, родители

Проектная группа по межпоколенческим коммуникациям РАСО приняла участие в проведении образовательной программы молодежного педагогического форума «Линейка».

В рамках форума проектная группа РАСО совместно с Центром социального проектирования «Платформа» и Мастерской управления «Сенеж» (АНО «Россия — страна возможностей») провела онлайн-исследование системы среднего образования «Матрица ценностей и образ современных участников образовательного процесса: ученики, учителя, родители». Опрос проводился в сентябре-октябре 2020 г.
Матрица ценностей и образ современных участников образовательного процесса: ученики, учителя, родители.
Исследование оценки системы среднего образования в рамках молодежного педагогического форума «Линейка» показало, что большинство родителей все более активно вовлекаются в учебный процесс и помогают детям с уроками — 71% опрошенных помогают выполнять домашнее задание, а проверяют его — 64% родителей. Форум «Линейка» на тему «Воспитание 2.0: от воспитательных мер к воспитательной среде» проходил в начале октября 2020 года в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей».

Пилотное исследование по оценке системы среднего образования включало онлайн-опрос педагогов — это участники конкурса «Учитель будущего» платформы «Россия — страна возможностей», учеников из сообщества участников детских лагерей и Российского движения школьников и родителей учеников. В каждой группе было опрошено по 300 человек. Организаторы исследования обращают внимание, что данная выборка не является репрезентативной для страны в целом, но дает основу для фиксации проблемных зон и формирования гипотез для продолжения исследований в этом направлении.

Целью исследования, по словам основателя ЦСП «Платформа» Алексея Фирсова, было выяснить, насколько школа соответствует современным стандартам, какова роль образовательного учреждения в личностном росте учеников, какие уроки были извлечены из опыта во время пандемии.
Ключевые тенденции
Опрашиваемых попросили поделиться видением того, какие тенденции в развитии отрасли выделяются в настоящий момент. Респонденты могли дать несколько ответов.

В результате исследования выяснилось, что респонденты ожидают повсеместную диджитализацию компаний разного уровня, создание экосистемных компаний, автоматизацию, создание новых сервисов, а также развитие искусственного интеллекта. Определяющими тенденциями отрасли респонденты назвали тренд на экосистемность и цифровую трансформацию других отраслей (ритейл, доставка, транспорт и проч.).

В числе других тенденций опрошенные также называли развитие цифровой экономики, развитие облачных технологий, виртуальную и дополненную реальность, копирование зарубежных технологий, повсеместное внедрение роботов и машин, эмиграцию кадров, появление новых IT-компаний, цифровой прорыв в гос-IT, безопасный интернет, Zerocode (практика разработки без программирования), выпуск собственных медиа, глобализацию, онлайн-образование.

«
Ценность данного проекта в том, что он позволяет комплексно посмотреть на учебный процесс, учесть и сопоставить позиции всех сторон. Мы видим, что общество настроено на модернизацию системы образования, поиск новых форм и организационных решений. Наиболее интересной кажется идея школы как сообщества учителей, учеников и родителей, а не только социального сервиса по передаче знаний. Было бы очень полезно расширить эту дискуссию и вывести ее на уровень конкретных решений

Алексей Фирсов
Основатель ЦСП «Платформа»

»
На форуме учителей «Линейка» участники обсуждали новые подходы в воспитательной работе образовательных учреждений, которые особенно необходимы в условиях цифровизации образования, запроса на самореализацию у педагогов и детей, изменений пространства школы и класса с учетом современных тенденций и требований из-за сложной эпидемиологической ситуации.

«
Ценность данного проекта в том, что он позволяет комплексно посмотреть на учебный процесс, учесть и сопоставить позиции всех сторон. Мы видим, что общество настроено на модернизацию системы образования, поиск новых форм и организационных решений. Наиболее интересной кажется идея школы как сообщества учителей, учеников и родителей, а не только социального сервиса по передаче знаний. Было бы очень полезно расширить эту дискуссию и вывести ее на уровень конкретных решений

София Малявина
Генеральный директор АНО «Национальные приоритеты»

»
В исследовании обращается внимание на то, что в части воспитательной работы с детьми ответы опрошенных взрослых — родителей и учителей — разняться.

Чуть более половины родителей (51%) полагают, что школа уделяет недостаточно внимания воспитанию учеников. При этом наблюдается определенный ценностный разрыв между родителями и учителями. Примерно треть родителей считают, что современная школа — носитель не тех ценностей, которые нужны современным детям. Аналогичную претензию, но уже к родителям, предъявляет почти треть опрошенных учителей.

При этом большинство опрошенных учителей (77%) придерживается мнения, что школа, в первую очередь, выполняет функцию передачи знаний и лишь во вторую занимается воспитанием детей, формированием их ценностной картины мира. При этом авторы исследования полагают, что именно сейчас происходит отход от прежней модели образования, когда функция просвещения сводилась не только к передаче знаний. Сейчас уделяется внимание формированию системы жизненных ориентиров, ценностной платформы учеников.

«
Ценность данного проекта в том, что он позволяет комплексно посмотреть на учебный процесс, учесть и сопоставить позиции всех сторон. Мы видим, что общество настроено на модернизацию системы образования, поиск новых форм и организационных решений. Наиболее интересной кажется идея школы как сообщества учителей, учеников и родителей, а не только социального сервиса по передаче знаний. Было бы очень полезно расширить эту дискуссию и вывести ее на уровень конкретных решений

Андрей Богданцев
Руководитель проекта «Учитель будущего» АНО «Россия — страна возможностей»

»
Большинство опрошенных родителей и подавляющее большинство учителей также согласны тем, что обучение должно быть нацелено на формирование soft skills: развитие личности и ее самостоятельности, навыкам общения, умению самому добывать нужные сведения.

«
Ценность данного проекта в том, что он позволяет комплексно посмотреть на учебный процесс, учесть и сопоставить позиции всех сторон. Мы видим, что общество настроено на модернизацию системы образования, поиск новых форм и организационных решений. Наиболее интересной кажется идея школы как сообщества учителей, учеников и родителей, а не только социального сервиса по передаче знаний. Было бы очень полезно расширить эту дискуссию и вывести ее на уровень конкретных решений

Мария Афонина
Проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж»

»
Участники исследования также высказали свое мнение о дистанционном формате обучения. С тем, что он может стать полноценной заменой традиционному, согласно меньшинство опрошенных. При этом отмечается, что возрастает запрос на онлайн-формат, когда речь заходит об отдельных предметах, однако в целом доверие ему остается невысоким.

В материалах исследования говорится, что дистанционное обучение, как показал опыт пандемии, создает дефицит контроля и контакта с аудиторией, снижает возможности эмоционального обмена, гибкого реагирования и дифференцированного подхода. В свою очередь, родители не готовы к дистанционному обучению, так как видят снижение качества подготовки и одновременно рост собственной нагрузки в учебном процессе.
Другие материалы раздела