ESG-повестка применительно к экосистемам имеет значение за счет их масштаба, и может позволять находить точки консенсуса между обществом и экосистемами.
Так, участие в развитии образования в стране со стороны Сбера и Яндекса могло бы решать проблему квалифицированных кадров для компаний, а кроме того, позволяло бы внедрять компаниям новые продукты, создавать дополнительный спрос. Развивать разные форматы занятости, в том числе и инклюзивные, для людей с инвалидностью.
Вопрос квалифицированных кадров и цифровых навыков в принципе стоит в стране достаточно остро, и респонденты отмечают, что развитие этих направлений в образовании на руку как конкретным компаниям, так и рынку, обществу и государству в целом.
В этом контексте упоминались, в частности, усилия Сбера с инициативой «Школа 21», которая развивает образование, в том числе, и с упором на регионы.
Однако встречается мнение, что взаимодействие с государством напрямую в этом вопросе может восприниматься бизнесом как прямая дополнительная нагрузка — и финансовая, и ресурсная. Поэтому привлечение корпораций лучше работает через работу НКО.
Отмечается, что экосистемные компании могли бы больше говорить о ресайклинге, о переработке отходов и мусора, об экологичности используемой упаковки. Некоторые респонденты отмечают, что часто на повседневном уровне встречают такой запрос, однако мало слышат про полезные инициативы со стороны экосистем на эту тему.
В целом, говоря о социальном эффекте деятельности экосистемных компаний и коммуникациях, в которых они про себя рассказывают, респонденты считают, что у компаний есть большой потенциал для развития:
«[экосистемы могут говорить] мы даем работу миллионам, к тому же, обеспечиваем возможности частичной занятости; низкие цены [маркетплейсов], образовательные онлайн-программы — это ещё и возможность говорить о поддержке социально уязвимых слоев. То есть, можно много „пиариться“ на социалке как таковой. Однако, коммуникация о таких преимуществах экосистем для общества очень слабая, все почему-то стесняются рассказывать, что они молодцы, считается, наверное, что это неприлично..»
Наконец, эксперты считают, что российские экосистемные компании могут транслировать обществу поводы для гордости за страну, подтверждая, что страна делает существенные успехи в развитии цифровых технологий и их распространении в самых разных сегментах экономики и социальной сферы.