НепониманиеЛюди всю жизнь не умели друг друга понимать. Но в глобальном мире, где разные группы, сообщества, люди вынуждены взаимодействовать, это становится очевидным и одновременно критичным.
Сопротивление «другим»Итогом дифференциации опыта и отсутствия компетенций понимания становится нежелание взаимодействовать с другими, а только «со своими»:
- Наш взгляд на мир локальный, неполный и носит неизбежно тенденциозный характер.
- Внимание приковано к локальной повестке: мы больше волнуемся за тех, кто разделяет с нами групповую идентичность, и значительно меньше за «далеких других».
- Одновременно решение этих разрывов становится источником конкурентоспособности: связи-мосты обеспечивают более широкий спектр преимуществ, становятся источником инновационных и творческих идей; люди, связанные с группами за пределами своего близкого круга, привносят ценные идеи, оказываются творчески одаренными.
Дифференциация опытаБольше не существует единых ценностей или знаний. Всё больше человеческого опыта находится за границами «общепринятого» социального опыта и поведения. Это сильно осложняет взаимопонимание до полного непонимания и атомизации общества. Человеческий опыт дифференцируется в базовых сферах жизни, которые ещё недавно считались незыблемыми:
- Мы наблюдаем кризис взрослоцентризма: сообщество «взрослых людей» уже не может считать себя базовым, смыслозадающим и системообразующим. Кроме них есть, как минимум ещё 8 системообразующих возрастов.
- Исчезла единая логика построения профессиональной карьеры
- Появилось многообразие типов семьи
- Происходит смена доминантной реальности. Обыденная жизнь перестает быть доминантой. Человек «поворачивается к себе». Внутренний мир становится равноправной, жизненно важной реальностью. Пока эти реальности параллельны.
Перемены в носителе субъектностиСубъектом становится не только человек. Сейчас уже равноправно существуют три вида субъектов:
- На уровне индивидов: люди, роботы, «живые вещи», а также ряд высших млекопитающих.
- Сообщества: коллективные, структурированные, стратифицированные и самоопределяющиеся субъекты.
- Человечество сегодня: простейший смутно-психический организм, субъект планетарного уровня со своим восприятием, интересами, целями и ценностями.
Новые технологииНовые технологии предъявляют к человеку новые требования:
- Появление всё большего количества интерфейсов к вынесенным вовне функциям, которые нужно осваивать.
- Наступление цифровой экономики освободит значительное количество синих и часть белых (включая журналистов, юристов, аналитиков и финансистов) воротничков от работы, что повлечет за собой активное расслоение общества на тех, кто сумел устроиться в новом мире, производя интеллектуальные и культурные ценности, и на тех, кто погрузился в трясину их потребления, поддерживая свое существование социальными пособиями. Для вторых тоже надо будет находить занятость или симулякры занятости.
- Быстрое обновление предметного знания и повышение важности надпредметного (softskills).
- Индивидуализация образовательных траекторий.
- Системы машина-человек.
Свойства нового рабочего места- Модели и симуляторы деятельности с автоматизированными CEO в контексте разных адаптивных баз данных на кончиках пальцев.
- Система развития персональных компетенций и управления личной траекторией.
- Персональная система управления знаниями.
- Адаптивные интерфейсы с мультиагентными свойствами.
- Модели поддержки мышления и коммуникации.
- Модели поддержки ресурсных состояний и «карты майнинга себя».
Новые технологии управленияНовые технологии управления адаптируются не только под быстрые изменения среды, но и запрос человека на самореализацию в результативной деятельности, обычно коллективной, приносящей пользу другим конкретным людям, и творчество. На это нацелены ценности Agile и бирюзовых организаций Система развития персональных компетенций и управления личной траекторией Источником новых проектов является коллективная сборка мыслей и рабочих идей в целостную идею и командная работа над ней. Технологии блокчейн обеспечивают фиксацию участия и дешевые (относительно существующих формальных контрактов) способы для движения денег при разделении успеха от реализации идеи.
Вслед за изменением мира меняются и технологии образованияОт людей потребуется способность к непрерывному обучению и освоению нового, при этом новое знание не будут успевать укладывать в систематические модели и учебники
Микро-форматы образовательного контента — отдельные лабы и другие малые единицы вместо курсов и вопрос аттестации этого контента. Глобальные хранилища, которые все это содержат отвязаны от конкретных площадок образования. Индивидуализация образовательных траекторий.
Локализация и децентрализацияУход от «официальных» площадок коммуникаций. Именно в соцсетях сосредотачиваются все общественные обсуждения и идет реальный, а не демонстративный диалог общества с властью. Только локализация позволяет обрести идентичность. Локализация — необходимое условие для творчества, новое нельзя создать для всех и вообще, а только здесь и сейчас.