15 ноября 2020, Среда

Факторы, влияющие на восприятие и имидж современных IT-компаний

Российская ассоциация по связям с общественностью провела исследование, направленное на оценку восприятия различными целевыми аудиториями IT-отрасли в России. Полевое исследование проходило в сентябре 2020 года, по формату полуформализованного экспертного интервью по следующим вопросам: восприятие IT-отрасли и её участников; восприятие репутации и коммуникаций компаний; социальная ответственность компаний.

В рамках исследования было опрошено 80 респондентов, представляющих следующие целевые аудитории: регуляторы отрасли, инвестиционные аналитики, эксперты в области IT и интернет, представители медиа, партнеры IT-компаний, представители HR-сообщества и представители ВУЗов.
Актуальное состояние отрасли
Согласно результатам, более 70% респондентов считает отрасль перспективной и активно развивающейся. Представители ВУЗов отмечают, что IT-отрасль в России «очень перспективный сектор, который привносит очень много нового в нашу жизнь и улучшает её качество», эксперты уверены, что по отрасль работает «хорошо по сравнению с мировыми практиками — у нас сильные специалисты». А представители медиа отмечают, что в России больше перспектив для IT, нежели на западе. По их мнению, у в стране есть большое и пока незанятое поле для стартапов.

Часть опрошенных, которые оценивают состояние отрасли пессимистично, в качестве проблемы отмечают замкнутость российского рынка на себе. По мнению респондентов, продукты многих компаний ориентированы прежде всего на российскую аудиторию, это не позволяет им активно масштабироваться и выходить на другие рынки. Так, например, российские банки за рубежом неизвестны, лишь немногие компании российского IT присутствуют в других странах, как правило в пределах СНГ.

Вместе с тем отмечается, что принятие пакета льгот для IT-отрасли, которые будут действовать с 2021 года, может де-факто восприниматься как мировой офшор — это создает благоприятные условия для развития цифровой сферы в стране. Пакет мер включает в себя в частности снижение страховых взносов до 7,6% вместо 15%, снижение налога на прибыль до 3% вместо 20% для IT-компаний на общей системе налогообложения, льгота по освобождению реализации от НДС и другие.
Ключевые тенденции
Также опрашиваемых попросили поделиться видением того, какие тенденции в развитии отрасли выделяются в настоящий момент. Респонденты могли дать несколько ответов.

В результате исследования выяснилось, что респонденты ожидают повсеместную диджитализацию компаний разного уровня, создание экосистемных компаний, автоматизацию, создание новых сервисов, а также развитие искусственного интеллекта. Определяющими тенденциями отрасли респонденты назвали тренд на экосистемность и цифровую трансформацию других отраслей (ритейл, доставка, транспорт и проч.).

В числе других тенденций опрошенные также называли развитие цифровой экономики, развитие облачных технологий, виртуальную и дополненную реальность, копирование зарубежных технологий, повсеместное внедрение роботов и машин, эмиграцию кадров, появление новых IT-компаний, цифровой прорыв в гос-IT, безопасный интернет, Zerocode (практика разработки без программирования), выпуск собственных медиа, глобализацию, онлайн-образование.
Лидирующие цифровые компании
Опрашиваемых попросили ответить на вопрос «Какие крупнейшие компании рынка информационных, коммуникационных и интернет-технологий Вы можете назвать?». Каждый респондент мог дать несколько вариантов ответа.

Крупнейшими IT-компаниями респонденты чаще всего называли следующих игроков рынка: Alphabet, Amazon, Apple, Facebook, Mail.Ru Group, Лаборатория Касперского, МТС, Ростелеком, Сбер, Тинькофф, Яндекс. Всего в ходе опроса респондентами было упомянуто 58 компаний.

Лидерами на российском рынке опрашиваемые назвали Яндекс, Сбер и Mail.ru Group, а на зарубежном рынке — Alphabet, Apple и Facebook.

Помимо профильных компаний часто упоминались организации из отрасли розничной торговли, банковской и телекоммуникационной отраслей. Можно отметить, что именно эти отрасли активнее других проходят стадию цифровой трансформации. Несмотря на то, что пока компании из этих сфер упоминаются реже «изначально технологических» компаний, это показывает, что подход в позиционировании Сбера, — «IT-компания с банковской лицензией» — скоро можно будет применять и для других компаний из разных отраслей (например, «IT-компания с большой розничнойсетью», «IT-компания с лицензиями на подвижную / фиксированную радиосвязь» и т. д.).
Конкуренция
С точки зрения целевых аудиторий, среди названных лидеров российского рынка (Mail.ru Group, Сбер и Яндекс) наилучшая репутация у компании Яндекс: отмечается высокотехнологичность, инновационность компании, профессионализм сотрудников, лидерство в отрасли. За ней следует компания Сбер, позиции которой, по мнению опрошенных, в ближайшие 3−5 лет будут улучшаться на рынке — бренд активно развивается, создает крупную экосистему, активно занимается IT-образованием населения и оказывает большое влияние на цифровизацию банковской отрасли. Mail.Ru Group, по мнению опрошенных, отличается высоким уровнем подготовки кадров. Каждая из компаний, по мнению респондентов, имеет шансы упрочить своё положение в 3−5-летнем горизонте.

Говоря о зарубежном рынке, лидером там сейчас, по мнению целевых аудиторий, является компания Alphabet, которая не создает материальных продуктов и будет занимать лидерские позиции в ближайшие 3−5 лет. За ней со значительным отрывом следуют Apple. Интересно, что Apple характеризует наличие сильной экосистемы, однако она ограничена собственными устройствами, в связи с чем аудитории не видят потенциала для значительного роста в ближайшие годы. Можно констатировать, что для рынка в целом это означает, что открытые системы победили.

Тройку лидеров на зарубежном рынке, по мнению респондентов, замыкает Facebook.
Принципы и миссия IT-компаний
Опрашиваемых попросили назвать основные принципы названных компаний, а также обозначить ключевую миссию каждой из перечисленных компаний. Респонденты могли дать несколько вариантов ответа на данные вопросы.

Как показало исследование, представители всех целевых аудиторий затрудняются назвать ключевые миссии компаний. Возможное объяснение этого — их образ и бизнес (т. е. параметры экосистем) меняются настолько динамично, что во внимание приходится принимать слишком большое количество факторов, а судить только по одной «головной» компании уже сложно.

Менее всего понятна миссия компании Alphabet — ее не смогла сформулировать половина опрошенных. Возможно это связано с тем, что в сознании респондентов головная компании слабо связана с ее отдельными продуктами, так как названием Alphabet не фигурирует в наименовании ни одного из популярных сервисов Google.

Из лидеров российского рынка миссия менее всего очевидна Mail.ru Group — ее не смогли озвучить треть респондентов. У всех трех лидеров российского рынка одно из наиболее часто составляющих миссии компании (ТОП-3 варианта) респонденты называют нацеленность на заработок. Миссия «упростить жизнь людей» чаще всего называется у компании Яндекс. Схожая миссия, связанная с улучшением жизни пользователей, также входит в топ-3 вариантов для Сбера.

Для всей российской большой «цифровой тройки» можно выделить общий принцип работы — «создать экосистему вокруг конечного потребителя», однако называть его дифференцирующим для какой-либо из компаний пока рано.

В целом, по мнению большинства респондентов, для всех компаний, которые так быстро изменились за последние 3−5 лет и продолжат меняться на аналогичном горизонте, вопрос идентичности стоит весьма остро. Скорее всего за предстоящие 3−5 лет он будет решен. И главный вопрос — насколько удастся каждой из компаний доказать обществу, что их основополагающие принципы работы в первую очередь связаны с тем, чтобы помогать людям в решении их задач технологическим развитием и созданием экосистем.
Инновации
Представителей целевых аудиторий попросили оценить, какие из перечисленных компаний являются наиболее высокотехнологичными и инновационными и привести примеры инноваций. Каждый респондент мог дать несколько вариантов ответа.

Опрошенные отметили Яндекс наиболее высокотехнологичной и инновационной компанией на российском рынке. Среди инновационных разработок компании были названы беспилотные автомобили, искусственный интеллект, корпоративные облака, машинное обучение.

Сбер, по мнению экспертов, ориентирован прежде всего на покупку инновационных сервисов. В качестве наиболее частого примера упоминалась телемедицина, а также отдельные высокотехнологичные продукты: новое поколение банкоматов, которым можно задавать команды голосом; интернет-сервис, который при помощи технологий искусственного интеллекта и суперкомпьютера «Кристофари» выявляет на снимках компьютерной томографии легких патологии, характерные для коронавирусной инфекции.
Респонденты затруднились назвать инновационные разработки Mail.ru Group, несмотря на наличие таковых у компании. В качестве примера можно было бы привести тестировавшуюся в этом году технологию распознавания очередей с помощью компьютерного зрения и самообучающихся нейросетей Vision.

Лидерство в инновациях на международном рынке, по мнению респондентов, остается за компанией Alphabet за счет больших ресурсов и финансовых возможностей.
Влияние на бизнес партнёров
Мнения респондентов разделились почти поровну: 47% респондентов считают, что IT-компании положительно влияют на бизнес партнеров, 45% - что они влияют негативно, 7% - что они оказывают одновременно и положительное, и отрицательное влияние.

Интересно, что об отрицательном влиянии компаний на бизнес-партнеров чаще всего говорят ВУЗы, представители медиа и эксперты. О положительном влиянии — непосредственно сами партнеры.

По мнению целевых аудиторий, положительное влияние IT-компаний заключается в том, что они увеличивают количество рабочих мест; создают новые рынки; дают возможность работать и зарабатывать; повышают качество сервиса и услуг; развивают рынок, инвестируя в него; обеспечивают безопасность бизнес-партнерам; дают возможность работать «под именем, под эгидой».

При этом негативное влияние компаний заключается в том, что они затрудняют маленьким компаниям работу на рынке. Вместе с тем отмечается, что подобное негативное влияние крупных компаний отмечается не только в цифровой отрасли и характерно для рынка в целом.
Влияние на смежные рынки
По мнению большинства опрошенных, выходя на смежные рынки IT-компании выводят их на новый уровень, развивают, делают более доступными и технологичными, а также помогают и облегчают жизнь конечному потребителю, а также улучшают качество сервиса и продукта. Однако если на рынках будет рушиться конкуренция и устанавливаться монополия, то это, с точки зрения целевых аудиторий, в конечном счете приведет к уничтожению отрасли в целом.

Опрошенные полагают, что государство также видит пользу в выходе IT в смежные рынки, так как вместе с самими рынками растут и налоговые поступления. Кроме того, по мнению целевых аудиторий, наличие крупного игрока в отрасли удобно для государства, так как таким образом рынок становится более прозрачным и понятным регулятору.
Социальные функции
Почти все опрошенные отмечают, что у IT-компаний есть социальные функции. К ключевым из них респонденты относят прежде всего то, что IT-компании упрощают жизнь людей и делают ее удобнее, образовывают и просвещают людей, улучшают качество жизни, создают новые рабочие места, а также делают технологии доступными для широкой аудитории.

Респонденты отмечают, что для реализации социальных программ IT-компании используют благотворительную помощь, спонсорство, партнерство, социальные инвестиции, денежные гранты, образовательные программы и организационную помощь.

Чаще всего респонденты упоминали КСО-проекты Mail.ru Group, Сбера и Яндекса. Среди наиболее заметных инициатив Mail.ru Group — Добро Mail.Ru, образовательные программы в ВУЗах, хакатоны и образовательная онлайн-платформа Skillbox, технопарк от Mail.ru Group. У Сбера — бесплатная школа программирования «Школа 21″, программа „Цифровая платформа“ для школы», корпоративный университет Сбербанка, школы разработки и СберВместе от Сбера. У Яндекса — образовательные программы в ВУЗах, Яндекс. Лицей, Московская Школа программистов, Школа анализа данных (ШАД) и стажировки.

Также респонденты отметили, что каждая упомянутая IT-компания оказывала помощь в период COVID-19.
Регулирование
Респондентов попросили оценить, какие изменения могут произойти с точки зрения регулирования отрасли. Каждый респондент мог дать несколько ответов.

Опрошенные считают, что наиболее вероятно среди ближайших изменений отрасль ждут: увеличение объема требований по защите персональных данных, ужесточение контроля со стороны государства, создание наиболее благоприятных условий для компаний (налоговые льготы, поддержка стартапов), рост регуляторного внимания по линии антимонопольной службы.

Часть ответов пришлась на следующие возможные изменения: будут создаваться условия для привлечения инвестиций извне, будет происходить либерализация в вопросах вождения беспилотных автомобилей, будет осуществлять контроль над обеспечением защиты прав объектов интеллектуальной собственности, будет создавать комьюнити и инфраструктурные объекты — (бизнес-инкубаторы, технополисы).

8% респондентов считают, что государство не будет глобально вмешиваться в отрасль, еще 16% - что невозможно предсказать дальнейшие действия государства.
Другие материалы раздела