Мы продолжаем оценивать включение рэпера Моргенштерна в структуру бренда банка (и заодно его вхождение в штат как руководителя направления по работе с молодежью) как отрицательный кейс, даже если маркетинг банка приводит данные о росте клиентской базы. Тактический успех не отменяет стратегического риска, надлома сложившегося репутационного каркаса. Трещина может показаться практически незаметной, легкой царапиной на стекле айфона. Однако в условиях серьезной конкуренции и формирования банковских экосистем она, скорее, ведет к репутационных потерям.
В бизнесе возможен эффект «маркетингового упрямства», когда, выбрав определенную стратегию, менеджмент теряет чуткость к проблемам, считает критиков «олдскульными идиотами», а свой выбор обосновывает абстрактными тезисами «мы знаем нашу молодежь». При этом «молодежь» как единая группа с набором ценностей и моделей поведения не существует в реальности. Люди в возрасте 14−35 лет настолько же неоднородны, насколько неоднородно остальное общество. Формируется парадокс: стратегия по привлечению молодежи внутренне противоречит новым ценностям и этическим требованиям, носителями которых выступает само молодое поколение.
КейсРолик «за 10 лямов» посмотрели уже свыше 20 млн раз, а ФАС может выставить «Альфа-Банку» штраф за него в жалкие 500 тысяч рублей. У юристов сложилось ощущение, что нарушения закона в ролике допущены намеренно, чтобы спровоцировать ФАС и усилить тем самым волну первичного хайпа. Служба предсказуемо отреагировала: полураздетые модели не похожи на сотрудниц банка, запрещенный алкоголь в кадре, наконец, «прокатка» карты меж грудей унижает женщин. Но банк дерзко продолжает развивать линию эпатажа: если ролик привлек двадцать пять тысяч новых клиентов, то у репера Моргенштерна как у нового менеджера банка задача привлечь еще не менее ста. В своем интервью Ирине Шихман Петр Авен говорит, что для них важна не столько репутация, сколько цифры по новым клиентам. Если предположить, что стоимость привлечения клиента (customer acquisition cost) для Альфы хотя бы 3−5 тыс., то на привлечение ста тысяч им потребовались бы 300−500 млн. Хайп на Моргенштерне определенно выходит дешевле. Но для достижения целевого эффекта реперу приходится повышать ставки, принося в жертву репутацию банка: одновременно с назначением он запускает новый челлендж, где девушкам и женщинам предложено рассказать о том, как они «насосали» на что-либо. Теперь инструментом хайпа выступает прямой вызов обществу — откровенная сексуальная объективация женщины, которую уже не назовешь случайной.