Влияние
разработчиков платформ (и даже первых авторов дискуссий вокруг темы GameStop и подобных!) на появление и движение общественных волн, подобных скандалу на американском рынке, незначительно. Так, для Reddit — едва ли не самого популярного онлайн-форума в мире, входящего в медиа-холдинг Conde Nast, ветка на 3 млн читателей с обсуждением GameStop, — капля в море среди его уникальной постоянной аудитории в 430 млн человек. Сам создатель этой ветки тоже не ставил перед собой
цели сложнее, чем заработать и поделиться своей
инвестидеей. Однако нынешняя среда не требует лидеров и «авторов» движений. Возникает феномен особого сетевого сознания, которое живет во многом спонтанными импульсами, при этом пребывает в постоянной, пусть и неглубокой рефлексии: обмене данными, реакциями, мемами и другими символами, закрепляющими их идентичность. Как функционирует этот особый вид сознания, практически не изучено. Возможно, как отмечает
Александр Сегал (директор Центра экспертизы социальных проектов, стратегий и прогнозов философского факультета МГУ), оно напоминает природу обыденного сознания — фрагментарного и импульсивного.
Солидарности в этом пространстве возникают не на основе социально-демографических, национальных, классовых измерений, а на основе объединения вокруг конкретного события (симптоматично, что «борцы» с Уолл-Стрит сопровождали свои посты в соцсетях хештегом
#YOLO — «you only live once»). Вокруг повестки образуются лагеря, которые притягивают людей с разными ценностями, образами жизни. Они создают, в терминах классика социологии Зигмунда Баумана, «текучие идентичности».