Раздел 7

Механизмы коммуникации о программах

Реализация социальных программ требует выстраивания эффективных коммуникационных каналов, которые служат трем ключевым целям: информированию о программах, вовлечению целевых аудиторий и получению обратной связи. Анализ практик ведущих российских
корпораций позволяет выделить несколько уровней коммуникационной работы, каждый из которых решает специфические задачи.
  • Наиболее частые каналы коммуникации
    (до 90% компаний)
  • Корпоративные сайты и отчеты

Плюсы

Минусы

удобство для экспертов, инвесторов, СМИ

низкая вовлеченность местных жителей

  • Корпоративные сайты и отчеты

Плюсы

Минусы

быстрое распространение

риск «информационного шума»

  • Корпоративные сайты и отчеты

Плюсы

Минусы

быстрое распространение

ограниченный охват, риски информационного «перегрева»

  • Наиболее редкие каналы коммуникации
    (дающие при этом хорошую вовлеченность)
  • Открытые общественные слушания
Примеры:
«Росатом» – форсайт-сессии «Песочница.Фест» с жителями атомных городов.
«Русал» – выездные заседания Общественно-экспертного совета.

Плюсы

Минусы

прямой диалог, доверие

формат требует значительных организационных и финансовых ресурсов, готовности к критике, навыков публичного диалога с сообществами

  • Общественно-экспертные советы
Примеры:
«Росатом» – форсайт-сессии «Песочница.Фест» с жителями атомных городов.
«Русал» – выездные заседания Общественно-экспертного совета.

Плюсы

Минусы

прямой диалог, повышение легитимности решений, снижение репутационных рисков

как правило, доступны в отдельных городах или в рамках «экспериментов»

  • Интерактивные голосования и инициативное бюджетирование
Примеры:
«Росатом»: «Радиус доверия» – распределение грантов с участием жителей.
Х5: онлайн-голосования за темы мероприятий в ЦМС.

Плюсы

Минусы

прямая вовлеченность жителей, быстрая обратная связь

как правило, доступны в отдельных городах или в рамках «экспериментов»

  • Мобильные приложения для сообществ
Примеры:
«Металлоинвест» – платформа платформа для волонтеров «Доброшоп». 
«Сбер» – платформа «Сберегаем вместе» для волонтеров.

Плюсы

Минусы

прямой диалог, доверие

дорогая разработка и поддержка

  • Вывод
Как показывает практика компаний, наиболее успешны коммуникационные модели, которые:
  • сочетают технологичность и «человеческое» измерение,
  • предусматривают постоянную обратную связь,
  • адаптируются под специфику конкретных территорий.

Однако развитие таких моделей требует от компаний не только финансовых вложений, но и готовности к диалогу – не только формальному и не всегда бесконфликтному. А, кроме того, готовность не только слышать, но и воспринимать критику. Те корпорации, которые смогут выстроить и поддерживать подобную систему коммуникаций в среднесрочной перспективе способны получить значительное конкурентное преимущество.